Как изучать с малышом буквы и их соотношение со звуками
Подготовить малыша к изучению букв и их соотношению со звуками можно очень увлекательным способом. Наверняка, ваш малыш обожает копаться в песке. Можно сделать это занятие не только забавным, но еще и полезным. Двухлетнего малыша можно обучать так.
Превратите звук из абстрактного символа в сказочное существо из песочной страны. Например, вы хотите, чтобы малыш выучил звук [а]. Подберите фигурки, в названиях которых есть этот звук (можно их вырезать из плотной бумаги или вылепить из пластилина). Наклейте на них букву «А» (лучше деревянную или пластилиновую — такую, которую можно пощупать). Потом вместе с малышом постройте сказочную страну «А», где есть сады с А-кациями и А-рбузами, реки с А-кулами и дворцы с А-рками. Ребенок должен стать непосредственным участником процесса. Пусть он, например, сочинит, кто может жить в такой стране, где правит принцесса «А» (придумайте ей имя), назовет ее любимые блюда (А-пельсины, в-А-ренье). Потом вручите ребенку ключ от этой страны (карточку с буквой) и разрешите играть с любым ее жителем, а также вносить какие-то изменения. Сначала очень четко произносите отрабатываемый звук, чтобы малыш его узнал, подбирайте слова, где звук стоит в начале, потом — в середине, в конце (это сложнее). Пока нет необходимости выучивать с малышом названия букв (это надо сделать позже, после трех лет, так ребенку будет легче). Называйте звуки, которые обозначает та или иная буква. Тяните их при произношении, например «б-б-б», «м-м-м», «о-о-о».
Таким образом, «создавая разные страны», ваш малыш выучит все звуки.
Наклеивая изображения букв, вы готовите ребенка к их изучению и соотношению со звуками.
Для того чтобы развести понятия «звук» и «буква», объясните крохе, что загадочные знаки, нарисованные на одежде каждого звука, помогают им узнавать друг друга, не произнося имени вслух. Эти знаки называют буквами. Поэтому персонажей можно вызывать и голосом, и прописывая знаки-буквы на песке. Чтобы ваш малыш запоминал буквы как зрительно, так и на ощупь, сделайте буквы, которые можно потрогать, из картона или бархатной бумаги, пластилина или просто сшейте их, набив ватой.
Вместе со своим малышом пишите буквы на песке, прячьте в нем и находите персонажи-буквы, стройте из них домики и т. д. Понаблюдайте за тем, как одна буква превращается в другую (например, «Л» в «А»).
Придумайте сказку, например, про гномика «С-с-с», который мог говорить только свое имя, пока не встретил двух других гномиков по имени «О-о-о» и «К-к-к». Когда они взялись за руки, произошло нечто удивительное. Они произнесли слово «СОК», и в руках у них появились маленькие стаканчики с соком.
Постепенно убирайте из песочницы игрушки и вводите буквы-персонажи.
Помимо занятий в песочнице играйте с буквами и дома. Например, пусть кроха раскрашивает буквы, играет в кубики, на которых они изображены. Научите ребенка писать их.
Занятия чтением
Итак, когда у вас и у вашего маленького ученика или ученицы хорошее настроение, предложите ему или ей спеть буквенную песенку. Мелодия у нее может быть самая простая (придумайте ее вместе со своим малышом). Такая песенка нужна для того, чтобы состоялось знакомство крохи со слогами.
Запишите песенку-лесенку на бумаге:
А
О
У
Ы
Э
Несколько раз пропойте эту песенку сверху вниз и снизу вверх. А теперь скажите: «А если перед буквами, которые звучат а, о, у, ы, э поставить м, получится другая песенка». Покажите листок со слогами и пропойте:
МА
МО
МУ
МЫ
МЭ
Пропойте песенку еще раз вместе с малышом, а потом предложите ему одному прочитать лесенку еще раз.
Похвалите свою умницу.
Объясните ребенку, что из букв м и а вы сложили слог ма (покажите на листочке), из букв м и о — слог мо (покажите), из букв м и у — слог му и т. д.
Похвалив малыша еще раз, спросите: «Кто же сложил и прочитал эти слоги? Вот здесь написано. Читай (покажите на слог мы). Кто?»
«Мы, — прочтет ваш смысленыш. И вдруг узнает о том, что сам произнес слово мы. — Мы!»
Наверняка, ваш малыш будет ликовать. Дорогие родители, не пропустите этот чудесный момент, когда ребенок открывает, что он умеет читать. Ведь одновременно он получает первый опыт чтения. Постарайтесь, чтобы он наступил как можно скорее после того, как малыш начал учиться читать, пока он еще не устал этому учиться, пока ученье еще привлекает его как игра или новое занятие.
Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость» (Ж.-Ж. Руссо).
Будьте терпеливыми. У каждого малыша свой темп. И однажды вы обязательно услышите счастливый возглас вашего малыша: «Мама, я умею читать!»
А теперь спойте «МЯ-МЕ-песенку»:
МЯ
ME
МЮ
МИ
МУ
Несколько раз пропойте эту песенку сверху вниз и обратно. Легко
и весело.
Попросите ребенка самого прочитать еще раз все слоги. Обратите его внимание на то, что среди них есть песенка теленка и песенка козленка. Пусть он попробует их найти.
Похвалите своего малыша, когда он найдет му и ме.
Теперь запишите слоги этих песенок на прямоугольных картонках. Предложите ребенку новое задание.
Возьмите слог ма и попросите малыша его прочитать. Добавьте еще один такой же слог и положите их рядом. Ребенок должен прочитать, что получилось: мама.
Возьмите ма и мы. Ребенок должен прочитать: мамы.
Очень важно, чтобы занятия не стали «обязаловкой». Поэтому прерывайте их, когда вашему малышу еще хочется заниматься.
На следующих занятиях сначала вспомните «МА-МО-песенку», затем предложите малышу новые песенки: «На-Но-песенка»
НА
НО
НУ
НЫ
НЭ
«ЛА-ЛО-песенка»
ЛА
ЛО
ЛУ
ЛЫ
ЛЭ
Теперь ваш малыш знает все буквы, которыми обозначаются гласные звуки, и четыре самые «певучие» (сонорные) согласные: м, н, л, р. И у вас есть возможность доставить своему маленькому читателю или читательнице удовольствие.
Подберите для крохи слова из знакомых ему букв и с помощью компьютера напечатайте крупно на листочке.
Например:
мажа маму мамы маме о маме
няня няню няни о няне
Маня Маню Мани о Мане
Мама и Надя мыли лимон
Так ваш малыш прочтет первое предложение, первый текст. Вы обнаружите, что ребенку не всегда удается узнать прочитанное слово. Ведь чтобы понять прочитанное слово, маленький читатель должен прочесть его с нужным ударением. А чтобы угадать место ударения, нужно уметь перемещать его со слога на слог.
Для этого вам нужно слушать, как читает ваш ребенок, и подсказывать правильные ударения, если у него возникают трудности.
Но если вы хотите ускорить формирование этого умения, поиграйте с малышом в игру «Разговорчивый иностранец».
Сначала «иностранцем» будьте вы: произносите русские слова с неверным ударением. Пусть ваш малыш угадывает искаженное вами — «иностранцем» слово и произносит его правильно. А потом поменяйтесь ролями.
Очень полезными могут оказаться стихотворные строчки:
Дома было мало мыла,
Мама Надю мало мыла.
Научите своего ребенка писать простые слова: мама, папа... Моя дочка к трем годам с гордостью подписывала свои рисунки: «НАДЯ».